Поставив сегодня столь "непопулярный" вопрос, хотелось бы привлечь для
ответа на него мнение одного весьма авторитетного в мире эксперта, чье имя
я назову чуть позже.
Начну с цитаты, отметив лишь, что речь в ней идет о социалис тической идее,
ныне широко именуемой как в нашей стране, так и за рубежом, "коммунизмом".
"...Порожденный нетерпеливым идеализмом, отвергавшим неспра ведливость
существующего порядка вещей, он стремился к лучшему и более гуманному
обществу, но привел к массовому угнетению. Он опти мистически отражал веру
в мощь разума, способного создать современ ное общество. Во имя морально
мотивированной социальной инженерии он мобилизовал самые мощные чувства -
любовь к человечеству и нена висть к угнетению. Таким образом ему удалось
увлечь ярчайшие умы и самые идеалистические души... Он исходил из
представления, что гра мотное, политически сознательное общество может
осуществлять конт роль над общественной эволюцией, направляя
социо-экономические пе ремены к заранее намеченным целям. Так что история
уже более не бы ла бы просто спонтанным, преимущественно случайным
процессом, но стала бы орудием коллективного разума человечества и служила
бы мо ральным целям. Таким образом, коммунизм домогался слияния, посредс
твом организованных действий, политической рациональности с общественной
моралью".
Как нам представляется, вряд ли кто-либо из называющих себя коммунистом, не
согласится с приведенной характеристикой социалис тической идеи. Точно
также, как вряд ли кто-нибудь из убежденных ее противников не обрушится на
приведенную цитату с уничтожительной критикой.
Предостерегая последних от скорополительных выводов, раскроем тайну имени и
назовем процитированный источник. Его автором являет ся небезызвестный
Збигнев Бжезинский и приведенный фрагмент взят из его работы "Великий
провал" (издание на русском языке, Нью-Йорк, Либерти паблишинг хаус, 1989,
с. 216).
Добавим при этом, что бывший помощник президента США по национальной
безопасности отнюдь не отрицает у марксизма "плодотворные и даже
конструктивные аспекты стремления к совершенному обществу", и даже выражал
надежду на то, что уже в ХХ веке современные "плюра листические демократии
сделают их частью своих систем"( там же, с.241).
Поэтому вряд ли следует априори отказывать социалистической идее в
гуманизме и рациональности. И в этой связи представляется целесообразным
вернуться к основополагающим постулатам социалисти ческой мысли.
От себя добавлю лишь, что по мнению многих экспертов, требова ние
социальной справедливости станет главной морально-политической доминантой
начавшегося века.
Игорь Хлебников, социолог, публицист
9.06.2001 г.